Вопрос — Ответ

Ответы на вопросы о виртуальных турах

Что такое "Виртуальный 3Д тур"

Виртуальный 3D тур - это визуальное отображение помещения при помощи панорам, показывающих пространство на 360 градусов, соединенных между собой переходами и имеющие элементы управления и интерфейс. При помощи виртуального тура можно удаленно ознакомиться с интерьером любого помещения.

Ниже пример стандартного виртуального тура по загородному дому.

Для чего нужен виртуальный 3Д тур

Виртуальный 3Д тур используется для удаленной демонстрации интерьера любой недвижимости. Актуально как для бизнеса, чтобы показать потенциальным клиентам внутреннюю атмосферу своего бизнеса, так и для частных лиц в основном для риэлтерских целей. Для бизнеса хорошим вариантом является размещение виртуального тура на Яндекс и Google картах с привязкой тура к карточке бизнеса. Актуально для ресторанов, кафе, гостиниц, коворкингов, частных клиник, детских садов и всех тех, для кого важно показать все плюсы интерьера своего бизнеса клиентам.

Где можно показывать свой виртуальный 3Д тур

Виртуальный 3Д тур можно размещать без ограничений на своем сайте либо на Яндекс/Google картах, если у Вас есть карточка бизнеса на этих картах. На свой сайт тур встраивается очень легко и для этого не нужно обладать специальными знаниями.

Виртуальный 3Д тур отображается на устройствах с экранами любого размера, будь то мобильный телефон, планшет или компьютер. Главное чтоб у устройства был выход в интернет.

Виртуальный тур легко и удобно смотреть на мобильном телефоне. Управление тура происходит интуитивно.

Виртуальный тур на Яндекс картах в мобильном телефоне

При просмотре карточки Вашей организации в мобильном приложении Яндекс карт есть легки переход в просмотр 3D тура.

виртуальный тур на яндекс картах

Аналогично и на Goog;e картах. При просмотре Вашей карточки сразу можно перейти в режим просмотра 3D тура.

Виртуальный тур на картах Google

При просмотре карточки бизнеса с компьютера или планшета есть переход на просмотр виртуального тура, размещенного на Яндекс  и Google карте

виртуальный тур на картах

Пример виртуального тура на Яндекс картах

Пример виртуального тура на Google картах

Как посчитать сколько панорам будет в виртуальном 3Д туре

Общих и четких правил о количестве панорам в туре нет, кроме некоторых для размещения на картах Яндекс. Как правило достаточно одной панорамы на каждое помещение 30-40 кв. м. Если нужно показать более детально интерьер, то количество панорам в помещении можно увеличить. При переходах из одного помещения в другое необходимы панорамы в коридорах или других промежуточных помещениях для соблюдения логики виртуального путешествия. Для публикации тура на картах необходима панорама на улице напротив входной группы.

Довольно часто необходимо показать в туре на картах проход от ближайшего уличного ориентира до входа, в таком случае уличных панорам нужно снять больше.

В среднем для организаций бизнеса нужно исходить из 8-12 и более панорам исходя из специфики и площади помещений. Для квартир - от 6 до 12 панорам.

количество панорам в виртуальном туре

Сколько стоит изготовить виртуальный 3D тур

  • Стоимость изготовления тура зависит в первую очередь от количества панорам в туре. В турах для сайтах возможны изменения и дополнения в стандартный интерфейс, что увеличивает стоимость изготовления.

Размещение на картах Яндекс и Google Вашего виртуального 3Д тура - БЕСПЛАТНО и БЕССРОЧНО!

  • В цену уже входит выезд фотографа, съемка в высоком разрешении 85 мегапикселей, HDR-качества, сшивка, финальная обработка,  ретушь панорам,  размещение виртуальной экскурсии на картах, а также стандартный 3D тур для сайта.
  • Стоимость указана за тур, состоящий не более чем из 10 панорам:
  • Интерьерная фотосъемка  - от 8 000 рублей.
  • При заказе интерьерной съемки вместе с виртуальными 3D туром предоставляется скидка 20%.

В среднем стоимость съемки одной панорамы от 1 500 рублей, но сильно зависит от общего количества панорам в туре.

Какие есть критерии качества панорам

Есть несколько критериев качества панорам для виртуального 3Д тура:

  • Качество съемки. Сегодня есть много способов снять панорамы для тура, но самым качественным способом съемки по прежнему является съемка панорам с помощью профессиональной зеркальной камеры. Сейчас многие предлагают снять тур любительской однокликовой камерой для съемки сферических панорам. Вы должны понимать что такая камера дает очень посредственное качество, и Вы будете разочарованы конечным результатом. Съемка же профессиональной зеркальной камерой дает сочную и естественную картину интерьера, без пересветов, темных участков. Я снимаю панорамы для тура в HDR-качестве, что исключает засвеченные и темные места в панораме и на панорамах снятых зеркальной камерой отсутствует размытость картинки, шумы и прочие огрехи съемки любительских однокликовых камер для съемки сферических панорам.
Снято без HDR
Снято без HDR
Снято без HDR
Снято с HDR
Снято с HDR
  • Надир и дефекты сшивки панорамы. Надир в панораме - это то, что вы видите непосредственно "под ногами". В некачественных панорамах в надире Вы увидите размазанную "дырку", что выглядит очень неэстетично. Я снимаю всегда панорамы с настоящим правильным надиром, хотя в некоторых случаях заказчик может попросить вставить в это место свой логотип.
Хороший надир
Хороший надир
Хороший надир
Плохой надир
Плохой надир
  • Правильный баланс белого и контрастность. Довольно часто можно увидеть панорамы или фото с излишней желтизной или синевой, а так же со слабой или напротив слишком сильной контрастностью. При выборе интерьерного или панорамного фотографа обращайте внимание на правильный баланс белого в фото в портфолио, так как неправильно обработанные фото будут выглядеть неестественно и некрасиво.
Хороший баланс белого
Хороший баланс белого
Хороший баланс белого
Плохой баланс белого
Плохой баланс белого
  • Разрешение панорамы. Чем выше разрешение панорамы, тем больше видно детализации при просмотре тура. Для панорам с размещением на картах достаточно разрешения 50Мп, в турах для сайтов достаточно 72Мп если нет особых пожеланий по детализации картинки. Я снимаю панорамы стандартно с разрешением 85Мп, хотя при необходимости могу снять панораму намного большего разрешения вплоть до гигапиксельной панорамы. .
Высокое разрешение
Высокое разрешение
Высокое разрешение
Низкое разрешение
Низкое разрешение

Пример виртуального тура с построением полной 3D модели помещения

В некоторых случаях кроме простого визуального представления помещения необходимо показать объем и 3D модель помещения. Есть несколько вариантов решения такой задачи: съемка виртуального тура по технологии Matterport и построение модели их обычных сферических панорам, снятых фотоаппаратом. При использовании технологии Matterport у Вас могут возникнуть некоторые проблемы, так как такой виртуальный тур будет привязан к хостингу на сайте Matterport и кроме того, панорамы будут ограниченны по разрешению.

Вариант, представленный ниже, снят обычным фотоаппаратом с построением полной 3D модели. Для заказа такого тура можно обратиться ко мне.

Процесс съемки и изготовления сферических панорам

Просматривая иногда сайты некоторых фотографов-панорамщиков я вижу некоторое количество работ разных фотографов, которые сталкиваются с некоторыми проблемами при съемке, последствиями которых являются появление большого количества засечек, сильных пересветов, заваленного горизонта и других проблем, избавиться от которых довольно легко, но фотографы этого не делают в силу разных причин.

По большей части именно для таких фотографов, как правило, начинающих, и я захотел написать небольшую инструкцию по съемке панорам, без претензий на 100% истину, я всего лишь опишу, как делаю это я, опираясь на опыт, который я подчерпнул у других фотографов и собственный опыт съемок многих тысяч панорам. Опытным фотографам тоже будет полезно сравнить свои методы с моими и сделать замечания либо дополнить мой опыт своими знаниями.

Весь процесс съемки панорам я разобью на несколько этапов. Я не буду глубоко разбирать каждый, но сделаю по возможности это доступно и имея понимание, что некоторые знания упомянутых процессов у начинающих фотографов все таки есть.

Оборудование для съемки сферических панорам
  • 1) Подготовка и подбор оборудования. Начну с моего набора панорамщика: фотоаппарат Canon 5d mark IV, объектив Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye USM. Штатив Manfrotto 055, панорамная головка Nodal Ninja 4.

    Сразу же отмечу, что данный набор ни в коем случае не служит ориентиром или каким-то образцовым набором: снимать панорамы можно практически на любой фотоаппарат, любой объектив, штатив и панорамную головку. Отмечу лишь преимущества объектива, который мне позволяет регулировать фокусное, и таким образом снимать одним объективом как быстрые панорамы на 8 мм в 3-4 кадра, так и более детализированные панорамы в 8-12 кадров на 15мм. То есть я снимаю на разное фокусное расстояние в зависимости от задачи съемки. Также отмечу панорамную головку, основным преимуществом для меня которой является наличие адаптера для съемки надира. Наличие такого адаптера очень сильно облегчает съемку и ретушь надира. К штативу особенных требований нет, кроме того, что бы он был достаточно тяжелый и устойчивый, так как набор "фотоаппарат-панорамная головка" довольно тяжелый. Ну и естественно, что бы его высоты хватало на съемку от 150-160 см от поверхности с учетом высоты панорамной головки. Из своего опыта могу сказать что нужный штатив можно купить примерно от $60.

    После того, как у Вас появился примерно аналогичный набор «камера-объектив-головка», следующий важный шаг, который необходимо сделать, это правильно найти нодальную (беспараллаксную) точку. Важность этого шага невозможно переоценить, так как от правильно найденная нодальная (беспараллаксная) точка Вашего набора позволит снимать панорамы с минимумом засечек в дальнейшем, что будет экономить Ваше время в ретушировании.

    Для поиска нодальной точки я пользовался ресурсом, который дает очень хорошее начальное приближение, отталкиваясь от которого в ручном режиме я уже точно нашел значения для своего набора. Не буду описывать множество методов и инструкций нахождения нодальной точки, они есть в большом количестве на YouTube и других ресурсах.

    Перед съемкой Вам нужно понять правильную схему съемки панорамы исходя из набора «фотоаппарат-объектив», то есть количество снятых кадров и количество рядов съемки. Для нахождения правильной схемы я использую удобный калькулятор.

    В моем случае я чаще всего снимаю в 4-6 кадров в один ряд + надир. Зенит чаще всего не снимаю (только если это не небо на улице когда быстро плывут облака, либо красивая люстра на потолке, которая заслуживает отдельного кадра зенита). Для того, чтобы не снимать зенит, я поднимаю при съемке примерно на 5-7 градусов фотоаппарат выше чем уровень горизонта, тем самым обеспечиваю хорошее пересечение всех кадров на месте надира. Это хорошо работает для 10-12мм фокусного расстояния.

Объектив для съемки сферических панорам
  • 2) Процесс съемки. Итак, Вы определились со схемой съемки исходя их вашего набора, правильно настроили головку под нодальную точку и готовы снимать. Здесь у каждого фотографа есть свои методы, я не буду в них вдаваться, а просто опишу, как это делаю я, опять же без претензий на «истинность в последней инстанции».
    Снимать нужно только в ручном режиме камеры (для Canon это режим «М»). Снимаем в RAW. Настройки фокуса переводиться в ручной режим и в моем случае устанавливаются, где то между 1м и бесконечностью. В Вашем случае настройки фокуса находиться опытным путем. ISO переводим в ручной фиксированный режим и стараемся оставить его минимальным. В моем случае большинство панорам снято с ISO = 100-200, если уж помещение сильно темное и Вы знаете что наличие небольшого количества шумов не принципиально, то можно снимать и более высокими значениями 400-800 и т.д. Здесь нужно исходить из возможностей Вашей камеры справляться с шумами. Баланс белого можно либо оставить фиксированным, либо снимать в автоматическом режиме, так как в дальнейшем можно это поправить при проявке. Я снимаю с брекетингом для дальнейшей сборки HDR-кадра, 3 или 5 кадров в зависимости от ситуации. Без брекетинга снимаю только уличные панорамы. Если брекетинг три кадра, то с шагом экспозиции(-2 0 +2) или (-2,5 0 +2,5) или даже (-3 0 +3). Все зависит от помещения, наличия резких перепадов в освещенности и т.д. При съемке в 5 кадров, чаще всего шаг экспозиции (-4 -2 0 +2 +4). Эти все значения Вы находите сами исходя из Вашего опыта в съемках. Диафрагму при съемке я выставляю от 8 до 11, в зависимости от места съемки. Если Вы любите чтобы на кадрах были красивые «звездочки» от точечных источников освещение, то прикрывайте диафрагму вплоть до 14, хотя я в принципе не рекомендую значения диафрагмы больше 11.

    Опять же оптимальное значение диафрагмы нужно находить исходя из объектива и глубины резкости. Я буду считать, что в большинстве случаев значения от 8 до 11 оптимальны.

    Для спуска затвора камеры я использую пульт, так как важно, чтобы в момент съемки были исключены любые прикосновения к камере и штативу, чтобы избежать смазанных кадров. При отсутствии пульта можно снимать с таймером, который присутствует в большинстве камер, что позволит Вам не касаться камеры и штатива при съемке.

    Штатив я выставляю с довольно близко расставленными ногами, в моем случае расстояние между ногами штатива примерно 40см. Такая узкая расстановка ног хоть и снижает устойчивость конструкции, зато позволяет с меньшими проблемами и ретушью справляться с надиром. Тем более в момент съемки я нахожусь всегда рядом и контролирую устойчивость всей конструкции. Съемку стараюсь производить примерно с положения глаз человека среднего роста, то есть примерно 160см+-10см. Хотя исхожу из высоты потолка помещения и стараюсь поднять точку сьёмки выше, если потолок высокий и опускаю ниже, если потолок очень низко. Проверяю правильный уровень относительно горизонта (хотя могу допустить небольшие отклонения, которые исправляю при сшивке панорамы).

Настройки фотоаппарата для съемки сферических панорам
Съемка надира сферической панорамы
  • 3) Проявка, сшивка, надир, ретушь. Этот пункт хотя и очень объёмен в жизни, но здесь я коснусь лишь общих моментов, так как большинство вопросов по проявке и ретуши есть в большом количестве в сети.

          Проявка: я проявляю и готовлю HDR кадры в программе Adobe Lightroom. Тем более после того, как стала возможна массовая проявка HDR стеками, эту программу я считаю лучшей для HDR именно для панорамщика, так как мне важно чтобы процесс HDR проходил быстро и с моим минимальным вмешательством в процесс. В моем случае я разбиваю все отснятые RAW по стекам по 3 кадра или по 5 в зависимости от той схемы брекетинга с которым снимал. Для этого удобно формировать стеки по времени съемки, так как в большинстве случаев на съемку трех кадров из брекетинга у Вас уходит около 3 секунд. Выставив в настройках сборки стеков время 3 секунды Вы наверняка получите ровные стеки по 3 кадра. Затем выделяю все полученные стеки и запускаю создание HDR. Через некоторое время я получаю готовые негативы HDR в формате DNG, которые уже готовлю непосредственно для экспорта в удобный формат для сшивки панорам. Если есть необходимость дальнейшую проявку файлов DNG можно производить в программе Capture One.

         Сшивка, надир: после вывода кадров HDR в формат tif или jpg, я сшиваю полученные кадры в панораму в программе PTGui. В этой же программе вставляю отснятый надир при помощи адаптера надира на моей головке. Функция «viewpoint correction» в PTGui справляется со вставкой надира практически идеально. Так же здесь я корректирую наклон горизонта.

        Ретушь: После вывода панорамы из PTGui остается довести до ума ее в редакторе, в моем случае Adobe Photoshop. Убрать засечки, если они есть, подправить цвет/свет.

    На этом собственно все, и теперь готовый файл панорамы Вы можете загрузить на один из специализированных сайтов для публикаций панорам, или собрать из панорам виртуальный тур в специальных программах. Желаю всем панорамщикам удачных съемок красивых панорам!